Организация инклюзивного образования. Подготовка педагог- ассистентов для детей с ООП
Утверждено
TOO DAMU Inclusion
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Организация инклюзивного образования. Подготовка педагог- ассистентов для детей с ООП"
Количество часов: 110 ак.ч.
Шаймарданова Ж.М.
Астана, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Общие положения………………………………………………………...2
- Глоссарий………………………………………………………………….4
- Тематика программы……………………………………………………..6
- Цель, задачи и ожидаемые результаты программы……………………9
- Структура и содержание программы………………………………….10
- Организация учебного процесса……………………………………….11
- Учебно-методическое обеспечение программы………………………12
- Оценивание результатов обучения…………………………………….13
- Посткурсовое сопровождение………………………………………….14
- Список основной и дополнительной литературы…………………….15
1. Общие положения
- Актуальность программы
Инклюзивное образование является приоритетным направлением государственной политики в Казахстане, что подтверждается обновлениями законодательства и нормативных документов (например, изменения в Закон РК "Об образовании" от 2024 года). Рост числа детей с ООП требует подготовки специалистов, способных обеспечить их вовлечение в образовательный процесс.
- Инклюзивное образование появилось в мире в 1960-х годах, в Казахстане оно начинает реализоваться. У детей и взрослых с ООП могут быть такие же потребности, как и у всех остальных – потребность в учебе, совместной деятельности, общении, занятости и самореализации. Несмотря на трудности инклюзии и страхе родителей, воспитателей, педагогов о том, что нормотипичные дети не готовы находиться рядом с детьми с ООП в обычных детских садах и школах, следующие исследования подтверждают:
- что нахождение в инклюзивных классах/группах не мешает академической успеваемости учеников, не являющихся инвалидами, не влияет на количество выделенного времени и вовлечения в учебный процесс, на частоту их отвлечения от запланированной деятельности и на достижения учеников по результатам тестов и оценок в табеле. «Эффекты воздействия инклюзии на академическую успеваемость учеников без инвалидности» (York, Vandercook, MacDonald, Heise-Neff, and Caughey. Effects of Inclusion on the Academic Performance of Classmates Without Disabilities. A Preliminary Study, 1992);
- что типы учебных стратегий, используемые в инклюзивных классах/группах, такие как обучение сверстниками, обучение в малых группах и дифференцированное обучение, оказались полезны и результативны для всех детей. Например, Славин, Мэдден, и Ливи обнаружили, что оценки по математике у учеников с инвалидностью и без нее увеличились почти на балл в результате работы в совместных обучающих группах. (Slavin, Madden, & Leavy (1984). Effects of team assisted individualization on the mathematics achievement of academically handicapped and nonhandicapped students);
- что инклюзивное обучение привело к значительному улучшению в правописании, в общественных науках и других академических областях у учеников как с инвалидностью, так и без нее (Maheady et al. Academic Benefits of Peer Tutoring: A Meta-Analytic Review of Single-Case Research 1988; Pomerantz et al, 1994).
- Принципы инклюзии таковы: ценен каждый человек, независимо от способностей и физических возможностей; построение качественных взаимоотношений между ребенком с особыми потребностями, преподавателями и остальными учениками помогут получить настоящее образование; совместное обучение открывает дорогу к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с остальными.
- Одна из важных проблем внедрения инклюзивного образования: отсутствие квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями и их успешной социализации со сверстниками.
- Настоящая программа составлена для расширения и успеха инклюзии, для повышения квалификации педагогов дошкольных и средних образовательных учреждений, воспитателей и специалистов по сопрождению детей с ООП в школе и ДОУ, методистов и административного персонала школ и детских садов, дефектологов, психологов и логопедов, родителей детей с ООП.
- Миссия данной программы:
- когда никто не исключен, все дети, независимо от способностей и особенностей, могут ладить между собой;
- дошкольный возраст – лучшее время для восприятия детьми особенностей других, в этом возрасте стираются границы в общении детей друг с другом;
- самые результативные занятия с лучшими специалистами не могут заменить детям полноценного общения со сверстниками; нормальная детская жизнь терапевтична сама по себе.
- совместная учеба, общение и игра с детьми с ООП помогают нормотипичным детям стать добрее, улучшить собственные навыки общения и игры, научиться заботиться о других людях.
- Настоящая образовательная программа по повышению квалификации педагогов разработана в соответствии с:
- Об образовании Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. (с изменениями 2024 года).
- Правилами разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов, Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175.
- Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2022 года № 26618.
- Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 января 2022 года № 26513
-Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031.
Уникальность программы
Программа адаптирована под казахстанские условия с учетом изменений в нормативно-правовой базе и включает следующие ключевые элементы:
Обучение методам психолого-педагогического сопровождения.
Разработка индивидуальных маршрутов обучения для детей с ООП.
Посткурсовая супервизия для слушателей программы.
Анализ аналогов
В РК программы подобного рода находятся на начальной стадии разработки. Включение новых методик, таких как прикладной анализ поведения (ABA) и сенсорная интеграция, делает данную программу уникальной.
Продолжительность курсового обучения 110 академических часов
2. Глоссарий
Дети с особыми образовательными потребностями – дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования.
Инклюзивное образование, инклюзия. ЮНЕСКО понимает инклюзию как ―позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности. нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.
Инклюзивное образование: процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Адаптация - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям, к процессу образования и социализации.
ПМПк – это психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Педагог-ассистент — это педагог, который помогает ученикам с особенностями развития освоиться в школе и адаптирует учебные процессы.
Педагог-ассистент: специалист, который помогает детям с ООП адаптироваться в образовательной среде и взаимодействовать со сверстниками.
Индивидуальный помощник - это специалист, оказывающий социальные услуги по сопровождению лица с инвалидностью от места проживания до пункта назначения и обратно согласно его потребностям.
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
Особые образовательные потребности (ООП): необходимость в специальных образовательных условиях, вызванная ограничениями здоровья или иными факторами.
Прикладной анализ поведения - это подход, предполагающий использование современной поведенческой теории обусловливания для изменения социально значимого поведения.
Сенсорная интеграция - это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Супервизия (лат. supervidere — обозревать сверху) — один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов, в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов.
Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды
Когнитивное развитие - это способность воспринимать окружающий мир, обрабатывать информацию с помощью применения логических навыков, концентрации, внимания, навыка наблюдения, а так же генерировать новые идеи. Развивать эти навыки ребенок начинает с самого рождения.
Речевое развитие - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.
Игровая активность у детей с особенностями в развитии - является неотъемлемой частью жизни детей. Она играет важную роль в их развитии, позволяя им учиться, исследовать и развиваться через взаимодействие с окружающим миром. В игровой деятельности дети могут выражать свою фантазию, творчески мыслить, развивать моторику, социальные навыки и когнитивные способности.
Индивидуальный образовательный маршрут: персонализированная программа обучения, учитывающая потребности и возможности ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение: комплекс мер, направленных на развитие ребенка с ООП и создание благоприятной образовательной среды.
Адаптированная образовательная программа: модификация содержания и методов обучения для соответствия нуждам детей с ООП.
- Тематика программы
Учебно-тематический план и график реализации
№ |
Тема |
Формат |
Часы |
Описание |
1 |
Нормативно-правовая база инклюзии в РК |
Лекция |
10 |
Изучение законов, приказов и международных документов, регулирующих инклюзию. |
2 |
Оценка особых образовательных потребностей |
Лекция + практика |
12 |
Методы диагностики и адаптации образовательной среды под нужды ребенка. |
3 |
Адаптация и социализация |
Лекция +семинар практика |
12 |
Навыки наблюдения Введение дневника наблюдения |
4 |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов |
Лекция +семинар практика |
12 |
Создание персонализированных планов для детей с ООП. |
5 |
Методы психолого-педагогического сопровождения |
Лекция + семинар |
40 |
Изучение методик ABA, сенсорной интеграции и управления поведением. |
6 |
Коммуникация с родителями |
Семинар + практика |
12 |
Обучение стратегиям взаимодействия с родителями и вовлечения их в процесс. |
7 |
Итоговая работа |
Семинар + практика |
12 |
Разработка и защита карты сопровождения. |
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты программы
Целями программы являются:
-Формирование у педагогов системных знаний об инклюзивном образовании.
-Развитие навыков оценки ООП и адаптации образовательных программ.
-Обучение эффективному взаимодействию с родителями и коллегами.
Задачи курса:
-Ознакомление слушателей с законодательной базой инклюзивного образования.
-Изучение современных методов работы с детьми с ООП (сенсорная интеграция, ABA).
-Формирование компетенций разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
-Повышение практических навыков взаимодействия с детьми и их родителями.
- получить практические рекомендации по включению детей с ООП в образовательный процесс и социализацию;
- определение векторов работы включения детей с ООП и их типично развивающихся сверстников в образовательный процесс и социализацию;
- информирование родителей;
- поддержание полного участия и эффективного обучения всех учащихся;
- подготовка педагог - ассистентов для детей с ООП.
Ожидаемый результат:
Слушатели освоят основные законы и приказы, регулирующие инклюзивное образование в РК.
- научатся разрабатывать индивидуальные карты сопровождения.
- смогут адаптировать образовательные программы для детей с ООП.
- освоят методы сопровождения и работы с нежелательным поведением.
в ходе изучения курса сформировать у учащихся знания:
- основ инклюзивного образования, в том числе нормативно-правовых основ инклюзивного образования в РК;
- об особенностях здоровья и развития детей (нарушения в развитии);
- функциональных обязанностей педагог-ассистента;
в ходе изучения курса сформировать у учащихся навыки и умения:
- коммуникации с детьми с ООП;
- включения детей с ООП в образовательный процесс и социализацию;
- разработки методических материалов для внедрения инклюзии;
- построения эффективных взаимоотношений с родителями
- Структура и содержание программы
Курс состоит из (50) лекционных часов, (32) семинаров, (16) практических заданий (ПРАКТИК 1-5) на базах практики, (12) заданий на усвоение программы курса. Обучение проходит непрерывно, по окончании курса учащиеся защищают итоговые работы и получают сертификаты о повышении квалификации по курсу «Организация инклюзивного образования. Подготовка педагог-ассистентов для детей с ООП».
Курс могут пройти:
- педагоги
- воспитатели
- методисты
- педагог-ассистенты
- специалисты
- студенты педагогических вузов
- будет полезно для родителей детей с ООП
Лекции 1 – 10 и Семинары 1 – 10 могут проводиться очно и дистанционно с помощью онлайн-платформ для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий.
Практические занятия (Практики) 1-5 проводятся на базах практики, которыми являются дошкольные образовательные учреждения с инклюзивными группами и коррекционными группами обучения. Для этого требуется согласие образовательных учреждений для проведения практических занятий. Практики наблюдения и сопровождения (1-5) в ходе программы курса являются необходимым условием для закрепления навыков и умений учащихся. В этом заключается новизна и исключительность данной программы: составители курса на практике показывают, как включать и сопровождать детей с ООП в образовательный процесс.
Итоговое тестирование проводится путем оценивания ответов учащихся на Опросники 1 – 5 и защиты Итоговой работы – составление индивидуальной карты сопровождения ребенка с ООП.
Организация учебного процесса
1) Курс организуется в режиме: очного, дистанционного, в соответствии с тематикой программы и графика ее реализации.
2) В ходе курса используется различные формы и методы обучения: раздаточный материал, лекции, презентации, видеоуроки, консультация, супервизия, самостоятельное обучение слушателей.
3) При организации образовательного процесса, в последний день курса с целью контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная работа и тестирование.
4) Параметры освоения слушателями содержания программы и критерии оценки разрабатываются профессорско – преподавательским составом.
7. Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение программы включает:
- Памятка по сопровождению детей с ООП – практические рекомендации;
- Раздаточные материалы лекции, презентации, видеоуроки;
- Памятка по адаптации детей с ООП в образовательное учреждение;
- Индивидуальный план сопровождения для ребенка с ООП;
- Дневники прохождения практики, в том числе дневник наблюдения и сопровождения;
- Методические рекомендации по включению и социализации детей с ООП в виде методического пособия;
- Опросники и самостоятельные работы;
- Практическая работа – опыт наблюдения, сопровождения и обучения ребенка с ООП в школьных и дошкольных учреждениях.
- Презентации и лекционные материалы по основным темам.
- Практические пособия по оценке ООП и разработке индивидуальных маршрутов.
- Примеры индивидуальных образовательных карт.
- Видеоуроки и обучающие вебинары по методикам ABA и сенсорной интеграции.
- Памятки по взаимодействию с родителями.
8. Оценивание результатов обучения
Формы контроля: тестирование, проверка практических заданий, защита итоговой работы.
Критерии оценивания опросников и самостоятельных работ включают в себя:
- своевременность участия в работе курса;
- степень освоения учебного материала;
- наличие творческого и исследовательского подхода;
- применение знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе курса на практике;
- полное выполнение заданий.
- демонстрация навыков разработки индивидуальных маршрутов.
- глубокое понимание теоретического материала.
Критерии оцениваются преподавательским составом по результатам итоговой работы и опросников в ходе курса, отмечаются следующим образом:
1) «Отлично» - представлены полноценные аргументированные ответы, выполнены все задания, заполнены дневники практики и сделаны выводы, разработаны визуальные и методические материалы для сопровождения ребенка с ООП, итоговая работа выполнена соответственно рекомендациям и применен креативный подход.
2) «Хорошо» - представлены аргументированные ответы, выполнены все задания, разработаны визуальные инструменты для работы с детьми с ООП, заполнены дневники практики и сделаны выводы, итоговая работа выполнена соответственно рекомендациям.
3) «Удовлетворительно» - представлены аргументированные ответы, разработаны вспомогательные методические материалы, прохождение практики, итоговая работа выполнена соответственно рекомендациям.
9. Посткурсовое сопровождение
Посткурсовое сопровождение слушателей осуществляется в виде дистанционных консультаций (по электронной почте, сотовой связи, в социальных сетях) и внедрении супервизии для всех учащихся, окончивших курс.
Супервизия это групповые встречи, которые происходят раз в месяц, где обусждаются профессиональные трудности и успехи в кругу коллег, находят решения затруднений в работе с детьми с ООП. Супервизия – это обсуждение работы педагога, воспитателя или специалиста, сопровождающего, о которой рассказывают, чтобы, получить обратную связь от коллег. Это обсуждение с коллегами внутреннего состояния во время работы.
Также посткурсоове сопровождение может осуществляться с помощью привлечения к участию в мероприятиях центра, стажировки, проведения семинаров, вебинаров, тренингов.
Список основной и дополнительной литературы
- Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
- Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/jomtien.pdf
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml
- Саламанкская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.) http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html
- Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/dakar.pdf
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
- О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №557 «Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан» https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029509
- Об образовании Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
- Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»
- Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343_
- Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000039_
- Закон «О специальных социальных услугах» https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000114_
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000205
- Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029329
- Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» от 26 июня 2021 года № 56-VII ЗРК https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000056/history
- Правилами разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов, Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020567
- Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 января 2022 года № 26618. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026618
- Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 января 2022 года № 26513 https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026513
- Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031
- Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года о ратификации Конвенции о правах ребенка является ключевым документом, подтверждающим обязательства Казахстана в сфере защиты и соблюдения прав детей. https://adilet.zan.kz/rus/docs/B940001400_
- Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования в мире и РК. Законы, подзаконные акты и материалы, утвержденные Национальной Академией Образования РК. http://special-edu.kz/index.php?do=static&page=nprbase
- Валлон, Анри Психическое развитие ребенка / Анри Валлон. - М.: Питер, 2013
- Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. - 4-е изд., стер. - Москва: Когито-Центр, 2010
- Воропаева С.В. Основы общей психопатологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Воропаева. - М. Прометей, 2012
- Энн Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития с практическими рекомендациями для родителей и специалистов, - М, Теревинф, 2009
- Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – М, Теревинф, 2010
- Кэрол Сток Крановиц Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушением процесса обработки сенсорной информации – Спб, «Редактор», 2012
- Джон Купер. Прикладной анализ поведения – М, Фонд «ВЫХОД», 2016
- Роберт Шрам. Мотивация и подкрепление-Спб, «РАМА», 2021
- М. Таубман, Р.Лиф, Д. Макэкен. Есть контакт. Учебные программы. Социализация людей с аутизмом с помощью Прикладного Анализа Поведения, - М, 2018
- Айнур К. Абдина, Анар А. Уызбаева, Марал Б. Жанарстанова. Философия независимой жизни: состояние инклюзивного образования в Казахстане (обзорный анализ современных исследований). Астана Вестник ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Серия исторические науки. Философия/Религиоведени.№1(142), 2023 г.
- Николай Иванович Беляков, Василий Петрович Русанов доктор педагогических наук, профессор, действительный член (Академик) Академии педагогических наук Казахстана Инклюзивное образование в Республике Казахстан, Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan, 59-67, 2018 г. Развитие инклюзивного образования в Казахстане, Открытая школа, 112, 2012
- БА Жетписбаева, МА Жетписбаева «Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан» 2017 Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика, 22-27, 2017
- А.З. Алипбек, канд. пед. науки, старший преподаватель Ж.Б. Балажанова,
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (Казахстан, г. Шымкент) Современное состояние инклюзивного образования в Республике Казахстан, Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 78-82, 2023
- Боранбаева Сулушаш Тленшиевна ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- РК Керимбаева доктор философии (PhD), АТ Абдрахманова, ЛА Алпысбай «Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан» Modern science, 269-273, 2020
- И.Г. ЕЛИСЕЕВА, зав. лабораторией специального школьного обучения Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, «О практической реализации инклюзивного образования в Казахстане. Открытая школа» №1 (32), г. Алматы 2014
- Т.А. Гвоздикова, Международная образовательная корпорация, Алматы, Казахстан «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.» 2017
- Искакова М.О.1 , Орынгалиева Ш.О. «Alikhan Bokeikhan University», г. Семей, Республика Казахстан «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛЫ)» 2018
- Кадырбаева, И.Б.; Руденко, Н.В.АЛТЫНСАРИНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. «Инновационные технологии в современном образовании: стратегия, задачи, внедрение». Книга 2
- МАРЧИБАЕВА У.С.,СИДОРОВА Р.В.,МОИСЕЕВА Н.А. ЕНУ им. Л.Н.Гумилева ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АДАПТИВНО-КОРРИГИРУЮЩЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ В КАЗАХСТАНЕ, 2022
Оставьте отзыв
Укажите свою электронную почту, чтобы мы могли опубликовать ваш отзыв